1. Теория разбитых окон
Эта теория была придмана двумя американскими социологами Уилсоном и Келлингом. Они пытались разобраться, чем именно вызван рост преступности в Нью-Йорке в 1980-х. Ислледователи пришли к выводу: даже мелкие правонарушения (граффити или разбросанный мусор) сильно влияют на преступность в целом.
Пример из жизни: Если даже одно окно в здании разбито, то прохожие начинают думать, что всем вокруг наплевать и ответственных нет. В скором времени в этом здании будут разбиты все окна, а по всему району разойдётся крепкая уверенность в безнаказанности. Люди будут уверены, что и за более серьезные преступления им ничего не будет.
Пример из жизни: Если даже одно окно в здании разбито, то прохожие начинают думать, что всем вокруг наплевать и ответственных нет. В скором времени в этом здании будут разбиты все окна, а по всему району разойдётся крепкая уверенность в безнаказанности. Люди будут уверены, что и за более серьезные преступления им ничего не будет.
2. Теория выученной беспомощности
Выученная беспомощность — это нарушение поведения, при котором человек не делает ничего для улучшения своей жизниенной ситуации, имея при этом все возможности для этого. Дело в том, что никто не рождается с идеей, что преодолевать трудности бесполезно. Мысль эта всегда возникает после стресса или пережитых неудач. После множественных провалов люди опускают руки и начинают верить в то, что они бессильны.
Пример из жизни: Человек дважды не смог поступить в вуз, целыми днями работает за мизерную зарплату или никак не может расстаться с токсичным партнером. Со стороны все выглядит нетрудно, но тот, кто загнан в беспомощность, не видит иного решения и будет терпеть боль.
Пример из жизни: Человек дважды не смог поступить в вуз, целыми днями работает за мизерную зарплату или никак не может расстаться с токсичным партнером. Со стороны все выглядит нетрудно, но тот, кто загнан в беспомощность, не видит иного решения и будет терпеть боль.
3. Теория туннелей реальности
Согласно этой теории, человеку свойственно видеть мир через фильтры своего опыта и убеждений. Воспитание, образование, все взлёты и падения на нашем пути — вот строительный материал для туннеля реальности. Как раз поэтому на одинаковые вещи люди реагируют по-разному.
Пример из жизни: Возьмем всем известную картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Посмотрев на нее, один обратит внимание на загадочную улыбку, другой же подметит в ней математический идеал. А вот третий увидит лишь полную женщину без бровей. И все эти люди живут в своих туннелях и искренне верят, что правы.
Пример из жизни: Возьмем всем известную картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Посмотрев на нее, один обратит внимание на загадочную улыбку, другой же подметит в ней математический идеал. А вот третий увидит лишь полную женщину без бровей. И все эти люди живут в своих туннелях и искренне верят, что правы.
4. Дилемма дикобразов
Люди — существа соцальные, а потому им свойственно тянуться друг к другу. Всем нам нужны семья и друзья. Но вот незадача: порой близкие отношения сопровождаются болью. Недостатки людей могут заставить нас отдаляться, уходить, а спустя некоторое время мы наступаем на те же старые грабли: опять ищем близости и опять страдаем от нее.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это "дилемма дикобразов".
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это "дилемма дикобразов".
5. Нога в двери
Сперва человек выполняет маленькую просьбу, а потом оказывается в ловушке: раз за разом эти просьбы приобретают всё более наглый характер, а отказать человек нев силах. Приёмом "нога в двери" активно пользуются маркетологи, так активно стремящиеся вам что-то продать.
Пример из жизни: Поставщики услуг говорят вам: «Протестируйте пробную версию нашей программы» или «Воспользуйтесь нашим сервисом, 1-й месяц подписка бесплатная». Потребитель не успел заплатил ни рубля, а уже попался на крючок: тому, кто опробовал бесплатную версию, куда проще продать расширенную подписку.
Пример из жизни: Поставщики услуг говорят вам: «Протестируйте пробную версию нашей программы» или «Воспользуйтесь нашим сервисом, 1-й месяц подписка бесплатная». Потребитель не успел заплатил ни рубля, а уже попался на крючок: тому, кто опробовал бесплатную версию, куда проще продать расширенную подписку.