Блог

Как навсегда запомнить выученное — 2 самые эффективные техники запоминания

2024-09-06 13:02
Есть ли техники запоминания более эффективные, чем последовательное и вдумчивое чтение учебного материала с заметками? Можно ли действительно очень точно и избирательно контролировать свою память? Найти способ закрепления информации в мозге — чтобы процесс этот был более явный, более сознательный.
Вообще — да. Дело только в том, что перед тем как получить по-настоящему эффективный метод, нужно для начала разобраться с базовыми принципами работы самой памяти.
Кривая забывания (Forgetting curve). Еще очень давно (аж в 1885 году) немецкий психолог Герман Эббингауз занимался изучением памяти в чистых условиях — когда на само запоминание не влияют посторонние процессы мышления, вроде ассоциаций, стресса или испуга.

Его подход не самым сложным — он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и гласной между ними. Например, прямо сейчас можно попробовать запомнить следующие — тес, бов, гич, пок, сош, лоз, мон.

В ходе этих экспериментом выяснилось, что если заучить некоторое количество таких слогов до тех пор, пока их можно будет безошибочно повторять, то процесс их забывания будет протекать нелинейно.

Происходит следущее: в течении первого часа утрачивается вплоть до 60% от всей полученной информации, а через 10 часов остается лишь 30%. Потом забывание замедляется, но и информации к тому времени остается не слишком много — не более 20% от общего числа выученных слогов.
Эффект края (Serial‑position effect). Тот же самый Эббингауз, полностью сосредоточившийся на зубрежке бессмысленных слогов, выявил еще одну закономерность — лучше всего в памяти откладывались первый и последний слог.

Оказалось, что это одинаково работает для всех запоминаемых сущностей — проще всего вспоминать утро и вечер, первые и последние сцены из книги, открытие и закрытие мероприятий.
Другие пионеры экспериментальной психологии, Мюррей Гланцер и Анита Кунитц, разделили 240 мужчин на две группы. Первая группа была контрольной, а вторая выполняла 30-секундное задание после успешной зубрежки слов.

Получилось так: группа без задачи на отвлечение вспоминала слова в начале и в конце списка одинаково. А группа с задачей вспоминала слова в конце списка гораздо хуже, в отличие от слов в начале.

Как и предполагали исследователи, слова в начале списка вероятнее будут храниться в долговременной памяти, а слова в конце — в краткосрочной.
Методы запоминания — повторять и вспоминать

В конце концов, всё сводится к тому, что все методы запоминания основываются на свойствах памяти, описанных ранее. Суть всегда одинакова — информация либо многократно помещается в память, либо многократно из нее извлекается. Лучше всего, если это происходит одновременно.

Основная задача учащегося — создать в своей голове наиболее широкую «сеть» ассоциаций (путей извлечения информации), регулярно «подкрепляя» ее повторениями.
Активное припоминание (Active recall). Это способ запоминания, основанный на эффекте тестирования.

Самой распространенной версией этого подхода является «Система Лейтнера» — система обучения, основанная на флеш‑карточках. Метод этот был предложен в 1970-х годах немецким научным журналистом Себастьяном Лейтнером.

Карточки бывают как физическими, так и виртуальными (в мобильном приложении, например). Каждая из них имеет две стороны — одна с вопросом, другая с ответом.

Карточки эти сортируются по группам в зависимости от того, насколько хорошо учащийся знает связанный с той или иной карточкой материал. В каждой коробке хранится своя группа карточек.
В наиболее простом случае есть 3 группы‑коробки: «Коробка 1», «Коробка 2» и «Коробка 3».
В «Коробке 1» хранятся карточки, с которыми учащийся совершает больше всего ошибок, а в «Коробке 3» — меньше всего ошибок.

Карточки из «Коробки 1» повторяются раз в день, из «Коробки 2» — раз в3 дня, из «Коробки 3» — каждые 6 дней.
Интервальное повторение (Spaced repetition). Как оказалось, самый простой способ противостоять забыванию — повторять изучаемый материал через определенные интервалы, опираясь на «кривую забывания».

К примеру, первое повторение можно сделать непосредственно после завершения чтения материала. Второе повторение — через 20 минут после первого. Третье — через 8 часов после второго. Четвертое — через 24 часа после третьего. Пятое — через несколько суток. И так далее по нарастающей, вплоть до нескольких лет.
Основное преимущество такого подхода в том, что внушительные объемы информации порой проще представлять в однородной форме в виде отдельных глав, но «без воды» — в сокращенной форме и только с ключевыми положениями темы.
Именно поэтому важно сформировать обширную сеть ассоциаций как между разными частями изучаемой информации, так и между уже находящимися в памяти данными. Кусочек ваших знаний словно «пустит корни» в нейронную сеть мозга, закрепляясь там тем сильнее, чем больше переплетений будет найдено.
*по материалам сайта habr.com