Психологи и социологи открыли много необычных и даже странных психологических эффектов, изучая человеческое мышление и поведение. Природа некоторых из них до сих пор изучена не до конца. Но все они влияют на наше восприятие окружающего мира.
Эффект Даннинга-Крюгера
Этот эффект проявляется в неадекватном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией: новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалам свойственно оценивать себя как недостаточно хороших специалистов.
Этот эффект был исследован в 1999 году. Два социальных психолога, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг заметили проявление этого феномена среди своих студентов. Его также называют иллюзией компетентности.
На своих студентах ученые и провели эксперимент, который подтвердил их гипотезу. Так, участники, хуже всего справившиеся с предложенными им заданиями, оценивали свои ответы на высокие баллы. А те, кто действительно продемонстрировал выдающиеся результаты, занижали уровень своих знаний.
Эффект Зейгарник
Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, то оно, вероятно, быстро сотрется из памяти.
К примеру, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его отвлекает телефонный звонок. По окончании разговора человек тут же вспомнит, на чем он остановился и что должно происходить дальше. А вот если звонок поступит уже после того, как написана последняя страница, то задумка и ее детали рискуют быть забытыми почти сразу.
Открыла этот эффект советский исследователь Блюма Зейгарник, а более тщательно этот эффект исследовал американский психолог Курт Левин. Именно он впоследствии и проводил эксперименты на студентах и школьниках.
Левин обнаружил, что при работе над заданием в уме формируется определённое напряжение. Если человека прервать на полпути — напряжение как бы повиснет и останется "неразряженным". Как раз по этой причине после отвлечения мозгу легко вернуться к выполнению незавершенного задания.
Эффект Тамагочи
В конце 1990-х мир захлестнули японские игрушки «Тамагочи». Это небольшое пластиковое «яйцо» позволяло завести виртуального питомца и ухаживать за ним. С помощью него дети должны были учиться ответственности и состраданию.
На деле последствия оказались совсем другими. Почти сразу психологи заметили сильную привязанность пользователей к неживому объекту. В Японии даже фиксировались случаи самоубийств после смерти Тамагочи.
Эффект тамагочи проявляется не только по отношению к цифровому любимцу, но и к компьютерной программе или приложению. Выражается он в сильной эмоциональной зависимости от такого несуществующего "друга".
Этот феномен изучался много лет, но ученые так и не пришли к однозначному выводу о его вреде. Некоторые полагают, что дружба с виртуальными животными — это уже повод для беспокойства. По их мнению такие люди перестают уделять время и внимание живому общению и окружающему миру.
Другие исследователи, напротив, относят Тамагочи и схожие приложения к безопасным увлечениям, считая их заменой живому питомцу. Такие "виртуальные звери" даже используются как элемент терапии для умственно отсталых людей.
Эффект доктора Фокса
Этот психологический эффект связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, уверенно использует умные слова и профессиональные термины, то слушатели склонны давать ему высокую оценку. Они получают положительные эмоции и считают, что научились чему-то новому.
Для подтверждения этого эффекта в 1970 году был проведен эксперимент. Два американских психолога наняли актера, чтобы он изобразил «знаменитого доктора Фокса» и провел научную лекцию о теории игр.
Нанятый актер красочно рассказывал о явлениях, в которых совершенно ничего не понимал. Во время своего выступления он был очень экспрессивен: активно жестикулировал, использовал двусмысленные обороты и говорил громко и эмоционально. При этом в его материалах было множество противоречий и пробелов.
А слушателями были образованные люди: социологи, психиатры, профессора. Никто даже не усомнился в словах "доктора Фокса", а под конец лекции слушатели и вовсе аплодировали стоя. Аудитория была уверена, что получила ценные знания.
Исследователи пришли к следующему выводу: подача материала и личность выступающего имеет гораздо большее значение, чем содержание его лекции. Также на оценку лектора влияет его одежда, мимика, зрительный контакт и свобода владения материалом.
Синдром Китти Дженовезе (эффект свидетеля)
В 1964 году по меньшей мере десять свидетелей видели или слышали нападение мужчины на Китти Дженовезе возле многоквартирного дома в Нью-Йорке. Очевидцы никак не помогли девушке и даже не спешили обратиться в полицию, полагая, что это сделает кто-то другой. В итоге Китти умерла по дороге в больницу.
Эта история получила широкую огласку и заинтересовала ученых-психологов. Джон Дарли и Биб Латане исследовали случай с Китти и в 1968 году в своей статье назвали такое когнитивное искажение эффектом свидетеля. Его также называют синдромом Китти Дженовезе.
Дальнейшие эксперименты лишь подтвердили это явление. Испытуемые видели, как человеку становится плохо: актер изображал сердечный приступ. Если вокруг не было никого, то вмешивались 85% прохожих, а если же вокруг была хотя бы пара других людей, то только 40% свидетелей предпринимали действия.
Считается, что эффект свидетеля связан с таким понятием, как диффузия ответственности. Как правило, в чрезвычайных ситуациях в группе людей никто не хочет брать на себя ответственность, ведь все уверены, что это сделает кто-то другой.
Эффект Розенталя
Если человек убеждён в правдивости какой-то информации, то он на подсознательном уровне способствует тому, чтобы эта информация подтвердилась. Это случай "самосбывающеегося пророчества". Эффект, который мы часто испытываем на себе, даже и не замечая.
Американский психолог Роберт Розенталь, исследовавший этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа. Согласно этому мифу, скульптор вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в нее.
Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии. Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им. Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь. Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко. Они чаще соглашались с чужой позицией и создавали куда более дружелюбную атмосферу во время общения.
Вообще, считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.
Эффект прожектора
Нам всем свойственно преувеличивать внимание других людей к своей персоне. Это явление называется «эффект прожектора».
Предположим, вы проливаете кофе на брюки и вам начинает казаться, что все окружающие только и делают, что смотрят на это пятно, возникает ощущение, будто вы находитесь под ярким лучом прожектора.
На самом деле, мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения — В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.
Этот феномен был открыт не так давно. Впервые его описал ученый Томас Гилвич в 1999 году. В ходе своих исследований он провел особый эксперимент. Участникам поручили задание: в течение дня ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это. В конце выяснилось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.
Эффект аудитории
Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия наблюдателей наших действий. Эти наблюдатели могут как помогать, так и мешать. Да и вообще, человеку достаточно лишь быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория может быть и не существовать вовсе.
Первое научное объяснение этого явления выдвинул Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют его именем. Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человеку свойственно испытывать нервное напряжение. Это напряжение помогает решать простые задачи, хотя оно также способно усложнить выполнение сложных и незнакомых поручений.
Этот феномен до сих пор активно изучается психологами. Специалисты полагают, что он связан с процессом самопрезентации. Всем нам важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и поэтому мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.
Эффект помидора
В США помидоры не употреблялись в пищу аж до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, ведь они относятся к семейству пасленовых. Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе этого эксперимента житель Нью-Джерси съел целую корзину красных помидоров перед толпой людей. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.
И этот случай отлично иллюстрирует феномен, который впоследствии так и назвали — эффект помидора. То есть, когда полезные вещи считаются вредными.
Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, в которых врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с привычными представлениями о течении болезни. Медики даже не говорили пациентам о некоторых способах лечения, потому что были совершенно уверены что «Все знают, что они не работают».
Эффект слепого пятна
Это один из самых интересных эффектов, связанный со всеми предыдущими. Он выражается в том, что человек не способен самостоятельно заметить у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.
Мы можем вполне точно анализировать поведение посторонних людей, замечая их малейшие недочёты, а вот свое бревно в глазу увидеть нам удаётся далеко не всегда. Об явлении люди задумывались издавна, но изучать его начали не более двух десятков лет назад.
Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Они должны были подчеркнуть любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления, которые они наблюдали за собой. Результаты показали следующее: каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец.